Необходимость внутреннего конфликта

Необходимость внутреннего конфликта

Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он

сталкивается с каким-нибудь препятствием. Внутренний конфликт порождает

столкновение в сердце героя чувства долга и страха, любви и вины, честолюбия

и совести. Персонажи переживают внутренний конфликт точно так же, как

люди из плоти и крови. Человек в реальном мире часто подвержен колебаниям.

Он нерешителен, его терзают страхи, сомнения, опасения, мучает чувство вины.

Все это — проявления внутреннего конфликта. Благодаря внутреннему

конфликту персонаж не просто становится интересным читателю, внутренний

конфликт делает героя запоминающимся. Если читатель сопереживает герою,

значит, героя терзают муки внутреннего конфликта. Если персонаж несчастен,

трагичен, но внутренний конфликт отсутствует, читатель сможет только

пожалеть героя, не более.

Если бы Необходимость внутреннего конфликта Гумберт Гумберт не мучился от страсти к Лолите, читатель бы

испытывал к нему только отвращение.

Старик сострадает рыбе, которую поймал. Будь иначе — повесть

«Старик и море» превратилась бы в дешевую байку, которую не стоит и читать.

Лимас, находясь за «железным занавесом», обнаруживает, что махинации его

правительства и коммунистов одинаково омерзительны. Его внутренний

конфликт достигает такого накала, что он предпочитает принять смерть.

Если бы не внутренний конфликт Эммы Бова-ри, роман Флобера

превратился бы в клоунаду. Кому интересна жена, изменяющая мужу?

Майкл Корлеоне — законопослушный гражданин, но он любит свою

семью и приходит ей на помощь в минуту опасности. Как же он при этом

страдает!

Если у героев Необходимость внутреннего конфликта не наблюдается внутреннего конфликта, ваш роман

превратится в мелодраму. Внутренний конфликт еще раз доказывает, что происходящие

события задевают персонаж за живое.

Допустим, вы хотите написать роман о мужчине, который собирается

жениться. Он просит руки возлюбленной, она отказывает. Он настаивает, и

наконец она соглашается. Ядро романа у нас есть. Действие (ухаживания

мужчины) и противодействие (отказ женщины) привносят в роман элемент

драмы. Тем не менее роман тяготеет к мелодраме, потому что у героев не

наблюдается внутреннего конфликта. Итак, вы начинаете размышлять над тем,

как ввести в роман внутренний конфликт. Предположим, он дзен-буддист, а она

нет, поэтому его родители, тоже дзен-буддисты, выступают против брака.

Значит, появился внутренний конфликт — главный герой Необходимость внутреннего конфликта должен пойти против

воли родителей. Она его любит, но ей не нравится его семья. Вот теперь у нас

получилась драма.

Естественно, истоком внутреннего конфликта не обязательно должна

быть религия. Он может возникнуть на любой почве: на культурных, расовых и

национальных различиях, лени, патриотизме, измене долгу, искушении.

Если мужчина убил мерзкое чудовище, угрожавшее семье, его не будут

мучить чувства вины и раскаяния. Если Годзилла крушит Токио, Год-зиллу

надо убить. Никто не ставит перед героями сложной моральной дилеммы. В

данном случае все просто — либо борись, либо спасайся бегством. И тот, и

другой вариант поведения оправдан. Если убежишь от Годзиллы — никто не



назовет тебя трусом. Однако Годзилла — это одно, а Необходимость внутреннего конфликта серьезное драматическое

произведение — совсем другое. Все дело в наличии или отсутствии внутреннего

конфликта.

Для внутреннего конфликта персонажу вовсе не требуется сильное

противодействие. Вернее, оно должно быть сильным, но только с точки зрения

персонажа. Одного мучает совесть, потому что он украл грош, другой

наворовал миллионы и спит спокойно. В первом случае мы становимся свидетелями

внутренней драмы — человек испытывает чувство вины, утрату

самоуважения. Во втором случае внутренней драмы не наблюдается. Человек,

укравший миллионы, не хочет или не может оценить свои действия с точки

зрения общепринятой морали.

Работать над внутренним конфликтом своего персонажа непросто. Если

главному герою надо идти на войну, а он не хочет, необходимо со всей тщательностью

обосновать причины такого Необходимость внутреннего конфликта поведения. Может, главный герой —

пацифист, может, трус, может, не согласен с политикой, которую проводит его

страна. Если герой влюбляется в ирландку-католичку, он обязательно должен

быть англичанином-протестантом. Если хотите проверить силу любви вашего

героя к родине, сначала убедитесь, что словосочетание «любовь к родине» для

него не пустой звук. Подобный прием называется «насадить героя на вилы

дилеммы».

Насадить героя на вилы дилеммы — значит поставить его перед

серьезным выбором. Герой по очень серьезной причине должен или вынужден

совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не

может совершить его. Именно в этом случае, когда герой готов разорваться на

части, он находится на вилах дилеммы. Допустим, персонаж должен Необходимость внутреннего конфликта убить

отчима, чтобы отомстить за смерть отца. Однако герою противна и чужда сама

мысль об убийстве. Более того, он сомневается в виновности отчима, хотя

призрак отца твердит об обратном. Главный герой пронзен вилами дилеммы,

которая ложится в основу трагедии. Эта трагедия уже написана. Она называется

«Гамлет».

Типы конфликта:

«статичный», «скачкообразный» и «медленно развивающийся»

Густав Фрейтаг в работе «Искусство трагедии» (1894) писал: «Трагедия

повествует о душевных переживаниях героя (внутреннем конфликте), ведущего

отчаянную борьбу с противодействующими ему силами». Основа трагедии —

борьба. Темп действия доходит до высшей точки драмы, а потом резко

замедляется. Эту высшую точку, кульминацию, Фрейтаг характеризует как

«самый важный элемент в структуре драматического произведения».

Борьбу, действие в художественном произведении Необходимость внутреннего конфликта Лайос Эгри называет

«конфликтом». Конфликт, который не может набрать обороты, он называет

«статичным», а быстроразвивающийся конфликт — «скачкообразным».

«Разворачивающееся действие» по Фрейтагу Эгри называет «медленно

развивающимся конфликтом». Именно такой конфликт идеально подходит для

пьесы. Но как быть с другими художественными произведениями? Как

писателю определить, какой у него в романе конфликт: статичный,

скачкообразный или медленно развивающийся?

Статичный конфликт не развивается по ходу действия произведения.

Интересы персонажей сталкиваются, но накал держится на одном уровне. К

формам статичного конфликта относятся спор и ссора. Обычный спор детей:

«Нет, ты будешь! — Нет, не буду! — Нет, будешь! — Нет, не буду!» — великолепный

образец статичного конфликта.

При статичном конфликте действие в романе замирает, подобно

кораблю, севшему Необходимость внутреннего конфликта на мель. Эгри подчеркивает, что персонажи в статичном конфликте

не изменяются. Застенчивый остается застенчивым, храбрый —

храбрым, слабый — слабым. Статичный конфликт немногим лучше полного

отсутствия конфликта — и то и другое вызывает у читателя скуку.

В скачкообразном конфликте накал меняется резко, спонтанно.

Персонаж может отреагировать на сложившуюся ситуацию неожиданно.

Окружающие ждут легкого раздражения, а он вдруг взрывается со всей

горячностью и злобой, на какие только способен. Скачкообразный конфликт

чаще всего встречается в дешевых мелодрамах. Персонажи таких мелодрам то

признаются в любви, то осыпают друг друга оскорблениями и попреками, потом

просят прощения, прощают и т. д. У читателя голова идет кругом. Конечно,

бывают ситуации, допускающие резкую смену Необходимость внутреннего конфликта эмоционального настроя

персонажа. Если Годзилла неожиданно наступит на дом персонажа — жди

скачкообразного конфликта. Скачкообразный конфликт неуместен, когда

скачок (резкая смена эмоционального состояния персонажа) не оправдан

сложившейся ситуацией.

В лучших драматических произведениях конфликт развивается

медленно. Конфликт позволяет читателю узнать, какой у персонажа характер.

Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко,

четко, поскольку на каждой его стадии персонаж будет действовать по-разному.

По мере развития конфликта развивается и сам персонаж — читатель видит все

грани характера героя.

В медленно развивающемся конфликте эмоциональное состояние героя

меняется плавно: от досады — к раздражению, от раздражения — к злобе, от

злобы — к ярости, от ярости — к бешенству. В скачкообразном конфликте

раздражение героя сразу сменится яростью. В Необходимость внутреннего конфликта статичном конфликте персонаж

постоянно находится в одном и том же эмоциональном состоянии, например

раздражения. Кульминация полностью раскрывает персонаж, представляет нам

его таким,каков он есть. Это происходит благодаря тому, что мы видели, как

персонаж менялся на каждом эмоциональном уровне.

Что есть искусство создания драматического произведения? Это талант

удерживать внимание читателя прикованным к медленно развивающемуся

конфликту. Эгри утверждает, что медленно развивающийся конфликт

необходимо воспринимать как серию атак и контратак, которые, словно на

войне, обрушивают друг на друга главный герой и его противник. Вот вам

пример.

«- Ты не веришь в меня, - заметил призрак. [Говорит об очевидном. Эта еще не

нападение, а констатация факта.]

- Нет, не верю, - сказал Скрудж. [Констатирует Необходимость внутреннего конфликта факт.]

- Что же, помимо свидетельства твоих собственных чувств, могло бы убедить тебя в

том, что я существую? [Вялое нападение.]

- Не знаю. [Вялая контратака. Пока противники только прощупывают друг друга.]

- Почему же ты не хочешь верить своим глазам и ушам? [Сила атаки возрастает.]

- Потому что любой пустяк воздействует на них, - сказал Скрудж. - Чуть что неладно с

пищеварением, и им уже нельзя доверять. Может быть, вы вовсе не вы, а

непереваренный кусок говядины, или лишняя капля горчицы, или ломтик сыра, или не-

прожаренная картофелина. [Защита.] Может быть, вы явились не из царства духов, а из

духовки, почем я знаю! [Контратака.]

- Видите вы эту зубочистку? - спросил Скрудж Необходимость внутреннего конфликта... [Подготовка к нападению.]

- Вижу, - промолвило привидение. [Подготовка к защите.]

- Да вы же не смотрите на нее, - сказал Скрудж. [Нападение.]

- Не смотрю, но вижу, - был ответ. [Защита.]

- Так вот, - молвил Скрудж. - Достаточно мне ее проглотить, чтобы до конца дней моих

меня преследовали злые духи, созданные моим же воображением. Словом, все это

вздор! Вздор и вздор! [Залп из главного орудия, накал конфликта возрастает.]

При этих словах призрак испустил вдруг такой страшный вопль и принялся так неистово

и жутко греметь цепями [массированная контратака], что Скрудж вцепился в стул, боясь

свалиться без чувств [отступление]. Но и это было еще ничто по сравнению с тем

ужасом, который Необходимость внутреннего конфликта объял его, когда призрак вдруг размотал свой головной платок (можно

было подумать, что ему стало жарко!) и у него отвалилась челюсть [массированная

лобовая атака].

Заломив руки, Скрудж упал на колени. [Отступление по всему фронту.]

- Пощади! - взмолился он. - Ужасное видение, зачем ты мучаешь меня! [Наступление с

использованием новой тактики.]

- Суетный ум! - отвечал призрак. - Веришь ты теперь в меня или нет? [Контратака.]

- Верю, - воскликнул Скрудж... [Капитуляция.]»

У начинающего автора Скрудж при появлении призрака сразу бы

бухнулся на колени. Диккенс, прибегнув к приему медленно развивающегося

конфликта, полностью реализует потенциал данного эпизода.

Итак, как создать в романе медленно развивающийся конфликт? Для

начала, когда вы работаете над сюжетом, всегда помните о необходимости Необходимость внутреннего конфликта медленно

развивающегося конфликта. Препятствий и проблем на пути вашего

персонажа должно становиться больше, а сила давления обстоятельств увеличиваться.

Допустим, персонаж выгнали с работы. В начале кажется — беда

невелика, но гора неоплаченных счетов растет, герой вынужден прятать

машину, чтобы ее не забрали за долги. Давление обстоятельств увеличивается,

необходимость найти новую работу становится все насущней. Жена нашего

героя требует развода, а банк грозится расторгнуть договор об ипотечном

кредитовании. Вдобавок ко всему у лучшего друга персонажа, его любимого

пса, началась аллергия на дешевый собачий корм...

И так далее, конфликт развивается, кризис нарастает.

Развитие конфликта возможно только при условии и развития самого

персонажа. По мере того как накаляется обстановка, меняется Необходимость внутреннего конфликта и сам персонаж.

Вначале, когда Скрудж видит перед собой призрак, он спокоен, он смотрит в

глаза призраку и говорит: «Ты плод моего воображения». Когда «призрак

испускает страшный вопль» и разматывает платок па голове так, что «у него

отваливается челюсть», Скрудж теряет самообладание, падает на колени и

кричит: «Пощади!». Конфликт достигает пика. Упал бы Скрудж на колени, если

бы не потерял самообладание? Если бы он не изменился? Нет.

Та же схема справедлива для нашего персонажа, уволенного с работы.

Если он остается спокоен, когда его увольняют, его машину забирают за долги,

от него уходит жена, у собаки начинается аллергия, банк отказывает в кредите и

его выставляют на улицу, — читатель Необходимость внутреннего конфликта не увидит накала конфликта. Читатель

будет видеть перед собой обычного человека, хладнокровно принимающего все

удары злодейки-судьбы. Вскоре читателю такой персонаж надоест, если,

оговоримся, речь идет не о комедии.

Чтобы убедиться в развитии конфликта, взгляните на эмоциональный

настрой вашего персонажа в начале и в конце того или иного эпизода. В каждой

сцене, в каждом эпизоде эмоциональ-ный настрой должен постепенно меняться

от ужаса к спокойствию, от злобы к великодушию, от ненависти к состраданию.

Если развитие характеров ваших персонажей происходит не равномерно, а

резко, вы, скорее всего, имеете дело со скачкообразным конфликтом. Если же

характер ваших героев меняется плавно, вы имеете дело с медленно

развивающимся Необходимость внутреннего конфликта конфликтом. Именно такой тип конфликта и требуется для

художественного произведения.


documentabopnun.html
documentabopvev.html
documentaboqcpd.html
documentaboqjzl.html
documentaboqrjt.html
Документ Необходимость внутреннего конфликта